Розпочалась подача документів ще на кілька посад до рибоохоронного патруля Азовського басейнового управління | Департаментом екології та природних ресурсів Херсонської обласної державної адміністрації оголошено конкурс | Ветерани АТО отримають ліки безкоштовно | Учасникам бойових дій держава гарантує право на безоплатне санаторно-курортне лікування | Служба за контрактом – шлях до розбудови боєздатної армії | МЗС рекомендує громадянам України утриматися від відвідання Російської Федерації | В Херсоне работает анонимная консультация для больных наркоманией |
     
Еще
 
Эксклюзивный комментарий

Блоги
Афиша

Дивись Українське


Дивись Українське
Щонеділі о 20:00














Google+



«Пареньский нож» - легенды и быль. «Пареньским ножом парней не режут.» Шутка.
Говорят, что однажды у нашего северного побережья затонул корабль, перевозивший среди прочего груза и несколько ящиков с иголками. Обитавшие там местные умельцы их достали и стальные иглы переработали в ножи. Понятно, что сделать это они могли лишь с помощью кузнечной сварки. Также понятно, что аборигены были весьма умелыми кузнецами, раз они смогли из пучков тонких и коротких иголок изготовить клинки ножей, еще пару десятков лет назад высокоценимых по всему побережью.

Очевидцы рассказывали мне, что такими «игольчатыми» ножами можно было даже снимать стружку с лезвий обычных столовых ножей. Скажу и о том, что эту полулегендарную историю я слышал не раз и слышал по-разному. Эти «игольчатые» ножи приписывали то обитающим на Кольском полуострове самоедам-финнам, то корякам, живущем на другом конце страны – северо-восточным аборигенам Камчатки.

Сам я думаю, что прослеживается общий след этой технологии, уводящий на юг территориально и в раннее средневековье по времени. Еще в 19-м веке узбекские кузнецы иногда изготавливали из иголок (или обрезков тонкой проволоки) хорошие ножи со сложным узором, и эта технология изготовления «игольчатых» ножей могла быть принесена на наш Север кузнецами якутов. Сам себя этот народ называет «саха», а слово «якут» по одной из версий - это производное от местного «джокут – чужак, пришлый». Согласны с этим не все этнографы, но в данном случае это важно не так как то, что народ саха пришел на север Сибири с юга, едва ли не из Средней Азии. Возможно, в глухомань они забрались под напором монголов.

Для местного населения они являлись захватчиками, но зато и научили мастеров автохтонных народов некоторым приемам своего развитого кузнечного искусства. Они умели сами добывать железо из болотных и луговых руд, умели и превращать его в сталь. Якутские кузнецы владели и куда более сложными технологиями металлообработки, чем простая добыча железа и стали из руды.

Вот описание меча из относящегося примерно к 17-му веку, когда они уже давно жили на Севере, их народного эпоса «Олонхо»:

«Меч он выбрал – длинный, прямой
Наилучший среди мечей.
Было лезвие чарами напоено
Восьмидесяти восьми грозовых
Мчащихся облаков.
У девяносто девяти
Клювастых ибисов,
Отбив железных клювов концы,
Сбили их в одно лезвие
Заклинатели кузнецы.
Сварили лезвие меча
На крови из печени льва,
Закалили в желчи зубастых рыб…
Было сорок четыре чары в клинке,
Тридцать девять коварств колдовских».

Насчет колдовства и связанного с ним коварства рассуждать как-то не хочется… Мастерство - мастерством, а колдовство должно быть отдельно. Точнее, его не должно быть вовсе. Кстати, не особо оно и помогло воинам саха, раз из южан они превратились в северных якутов.

В связи с темой «игольчатых» ножей затрону и ножи учеников якутских кузнецов – коряков. Среди коллекционеров и простых любителей ножей ходят всякие слухи о неких экзотических и сложных технологиях, которые использовали кузнецы коряков, что и придавало ножам их работы превосходные качества. Например, как о факте говорят, что помимо «игольчатых» коряки делали и «трубчатые» ножи. Трубчатые потому, что при изготовлении клинкового металла кузнецы набивали обрезки железных труб осколками чугуна вперемешку с мелкими кусочками стали и железа.

Используя трубу как защитный и фиксирующий контейнер, железистую начинку проваривали в монолит и, разрубив пополам вдоль, выводили на лезвие этот своеобразный сварочный булат, а стенки трубы играли роль железной рубашки трехслойного, по сути, клинка. Про эту технологию я слышал еще в советские времена, примерно тогда же и опробовал, но результат мне не понравился - ни в теоретическом плане, ни в практическом. Где корни этой легенды, не знаю, но по отношению к корякам можно опереться на исторические сведения.
Коряки, коренное население Камчатки, очень древний народ и несмотря на то, что первые письменные упоминания о них относятся лишь к середине XVII века, они принадлежат к так называемым северо-восточным палеоазиатам.

Сейчас их осталось очень немного и еще в 1979 года общая численность коряков составляла менее восьми тысяч человек. Среди камчадалов (и не только) особенно прославлены т.н. «пареньские ножи». Это название они получили вследствие того, что самые умелые кузнецы жили в поселке Парень на берегу Пенжинской губы.

Кузнецы пареньцев, самой малочисленной этнической группы коряков, изготавливали различные кованные предметы быта, но это производство полностью зависело от привозного железа, которое сами они, вероятно, изготавливать не умели. Крашенинников в своем труде «Описание земли Камчатки» (1755 г.) упоминает о получении железных инструментов от японцев, которые приезжали к Курильским островам. От них же они получали железные иглы, «у которых если уши отломятся, умеют они весьма искусно починять, каковы они малы не были. Расклепывают камнем кончик, где уши были, и другою иглою просверливают новые». Это свидетельство о крайне бережном отношении коряков к иглам практически полностью опровергает версию об использовании столь ценных предметов в качестве металлургического сырья.

На самом деле корякские кузнецы предпочитали работать с полосовым или тонким кусковым железом, причем марки КН – «какое найдешь». Мне рассказывали местное предание, что для изготовления клинков пареньские кузнецы успешно использовали, в частности, проржавевшую обшивку затонувшего вблизи берега американского судна-китобоя. Сделанные ими железные ножи отличались своей мягкостью, поэтому они хорошо точились и не были хрупкими, что не маловажно в холодных климатических условиях.

Однако, по воспоминаниям пользователей, несмотря на невысокую твердость лезвия, пареньские ножи при обычных работах долго сохраняли заточку и отличались какой-то особой остротой, когда лезвие при пробе буквально впивалось в ладонь. Нередко к клинкам хороших копий и ножей из железа «КН» кузнецы наваривали на острие тонкие стальные пластины из более крепкого металла, хотя закаливать их они или не умели, или сознательно избегали закалки для облегчения заточки. Они хорошо знали, как сварить железо, но только самые лучшие мастера заглаживали следы сварки.

У всех коряков в быту основным был т.н. «поясной нож», который имел деревянные ножны с жестяными, кожаными или из оленьего рога ободками и ушками для подвязывания к поясу. Этот нож с длиной клинка около 15 сантиметров использовался при еде, при вырезании мелких изделий из дерева, кости, им же стригли или брили волосы, потрошили рыбу. В основном его носили заткнутым в торбаза (обувь), так что этот «поясной» нож можно смело назвать и «засапожным». Клинки практически всех ножей выполнялись в одном стиле - в зависимости от размера они имели обушок толщиной до 7 мм с плавным сужением к острию, а заточка на ножах была клиновидная.

О технике ковки паренских ножей есть свидетельство Г. Менделя: «Самые искусные кузнецы находятся в Парени. Они очень долго куют клинки для ножей в полухолодном состоянии, точь–в–точь как якуты, в результате железо хорошо шлифуется, ножи получаются очень острые, почти не зазубриваются и очень легко точатся. В железо врубаются вычурным узором глубокие линии, в которые вгоняются пластинки из меди и латуни, а затем шлифуются».

Интереснейший ремесленный центр камчатской металлообработки, поселок Парень, не привлек в свое время должного внимания исследователей и из коряков там сегодня проживает всего 15 человек. Кузнечный промысел на берегу реки Парень, корни которого уходят в XVII век, практически прекратил свое существование. Таким образом, легендарный пареньский нож сегодня – это уже действительно лишь легенда, причем давняя и ушедшая навсегда. Попытки сегодня, в наши дни, изготовить истинно пареньский нож не удаются и не могут удастся по настоящему, потому что утрачена живая кузнечная традиция, передающаяся от отца к сыну и от учителя к лучшему ученику. И некогда виртуозные кузнецы якутов сегодня куют ножи лишь из всякого рода запчастей – автомобильных клапанов и рессор.

Впрочем, их лучшие национальные мастера потихоньку начинают использовать в своих ножах сварочную дамасскую сталь. Пока они не делают ее сами, а заказывают кузнецам в Москве, но кто знает, может быть это лишь первые шаги к возрождению былой славы кузнечного мастерства якутов?

Современный «пареньский» нож. Автор: Владимир Сушко (Камчатка), клинок: Леонид Архангельский
«Пареньский нож» - легенды и быль. «Пареньским ножом парней не режут.» Шутка.



 Комментариев: 0  ::  Дата: 12 декабря 2009   ::  Посмотрели: 6172  






Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: (необязательно)

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить если не виден код
Введите код:


 (Ctrl + Enter)
Интервью

Група Світового Банку сприяє впровадженню індексного страхування в Україні


На цих та інших моментах під час семінару докладно зупинявся старший спеціаліст із фінансів, провідний експерт з індексного страхування Групи Світового Банку Шадрек Мапфумо.

Подробнее



Катерина ЛЕВЧЕНКО: «Міжнародне право розглядає сексуальне насильство під час війни як військовий злочин»


Торік на Національну «гарячу лінію» з попередження домашнього насильства, торгівлі людьми та ґендерної дискримінації, що діє при ГО «Ла Страда-Україна», надійшло 38 292 дзвінка.

Подробнее



Олександр Слобожан: «Спроможні громади – сильна держава»


Виконавчий директор Асоціації міст України Олександр Слобожан прокоментував результати ви