Розпочалась подача документів ще на кілька посад до рибоохоронного патруля Азовського басейнового управління | Департаментом екології та природних ресурсів Херсонської обласної державної адміністрації оголошено конкурс | Ветерани АТО отримають ліки безкоштовно | Учасникам бойових дій держава гарантує право на безоплатне санаторно-курортне лікування | Служба за контрактом – шлях до розбудови боєздатної армії | МЗС рекомендує громадянам України утриматися від відвідання Російської Федерації | В Херсоне работает анонимная консультация для больных наркоманией |
     
Еще
 
Эксклюзивный комментарий

Блоги
Афиша

Дивись Українське


Дивись Українське
Щонеділі о 20:00














Google+



Новая идеология и экономика Беларуси
Власти делают ставки на казино + хранение анонимных денег + развлечения.


Тракторы, МАЗы, телевизоры и с/х машины – это прошлое белорусской экономики, они требуют все больше бюджетных денег себе. Трещит в швах старая экономическая модель. Приоритеты пятилеток выдохлись. Правительство пытается найти им замену. Ищет инновационно и комплексно, там, куда раньше вообще не заглядывало. Если стратегический план властей окажется успешным, Беларусь может существенно изменить как структуру своей экономики, так и природу власти.

Законодательное оформление денежного оффшора

Указ № 143 от 9.03.2010 «Об отдельных вопросах налогообложения» является логичным продолжением двух документов 2009 года: указа № 105 от 19.02.2009г. (отмена необходимости декларирования физлицами источников денежных средств при совершении ими крупных сделок) и указ № 262 от 26.05.2009г., который разрешил иностранным организациям при открытии в банке депозитных счетов не становиться на учет в налоговых органах страны по месту нахождения и не представлять налоговую декларацию.

Все эти три документа открыли Беларусь для хранения денег с сомнительной репутацией.


Власти рассчитывают на особенную привлекательность для богатых людей указа № 143. Приехал в Беларусь иностранец, получил статус налогового резидента, открыл счет в банке, никому не объясняя, откуда он взял деньги, положил их на счет, не заплатив ни копейки налогов. И так в течение пяти лет.

Заметим, что такого права белорусские граждане иметь не будут. Иностранцам белорусские власти выписывают индульгенции на уплату налогов, а своим амнистию предоставить не готовы.

Гэмблинг - в центре новой экономики услуг


Чтобы деньги не просто так лежали в банках, власти пытаются придумать им спрос и найти достойное применение. Появилась тема «казино» и игорного бизнеса в целом. Поскольку Россия запретила казино на своей территории (за редким географически неудобным исключением), власти Украины также пошли по пути запретов, акцент делается на то, что с соседних стран к нам будут на выходные слетаться богачи, чтобы поиграть, развлечься, отдохнуть и обсудить бизнес в неформальной обстановке.

Запреты на азартные игры еще более жесткие в мусульманских странах. Поэтому у властей есть желание создать спрос на услуги белорусского гэмблинга (gambling в вольном переводе - азартные игры) среди богатых шейхов и бизнесменов мусульманского Востока.

Легализация и развитие гэмблинга в Беларуси, по мнению белорусских властей, способно «зацепить» целый ряд других видов экономической деятельности.

Первое – это воздушное транспортное сообщение. Завсегдатаи казино явно не будут добираться до Беларуси поездами и автобусами. Нужно комфортное, надежное авиасообщение с городами, где концентрируются богатые россияне и мусульмане. Компанию «Белавиа» у нас контролируют близкие к властям люди. Это лакомый кусок бизнеса для нее.

Не исключена ее приватизация в пользу лояльного к властям Беларуси иностранного миллиардера, так как без внешних инвестиций эта компания не справится с потенциально резким ростом спроса на авиаперевозки в Минск.

Логично ожидать радикальной перестройки аэропорта «Минск-2». На этом белорусская номенклатура тоже можно заработать в кооперации с турецкой, российской или саудовской компанией. Раз уж развивать инфраструктуру, то логично было бы развернуть в аэропорту мощный логистический центр.

Таможенную территорию России и Беларуси недавно «порвал» международный аэропорт в Чечне. От дырок на казахско-китайской границе таможенный союз вообще поход на решето, а не аналог ЕС. Когда есть так много дырок, почему бы не проделать еще одну, в самом центре Европы?

Искусству творческой, избирательной растаможки нашу номенклатуру учить не надо.

Земля, гостиницы и центры развлечения вместо промышленных корпусов


После комфортного легкого перелета потребители белорусского гэмблинга ожидают не менее приятного размещения в гостинице высшего класса. Отсюда намерения белорусских властей согласиться на постройку в Минске еще несколько достойных отелей мирового уровня, желательно под брендом известных в высших деловых кругах сетей (типа Kempinski, Carlton, Hyatt, Marriott и т.п.). Crowne Plaza, что рядом с казино «Шангри Ла» в самом центре Минска, является первой ласточкой такого рода проектов.

Инвестиции в подобные объекты не идут под честное слово даже самого важного политика. Требуются четкие законодательные гарантии прав собственности на активы и землю или же непосредственное участие в проекте в качестве полноценного акционера тех людей, которые гарантируют правильное использование административного ресурса внутри страны.

Опять же продажа земли для такого рода гостиниц – это еще одна возможность для белорусской номенклатуры хорошо заработать.

Свежим примером тому является сделка по продаже земли и права застройки для бизнесменов из Омана. ВВП на душу населения в этой арабской стране превышает $20тыс. Основные деньги делаются на нефти и газе, естественно, с согласия султана. Нет сомнений, что султан этого государства, действующий по английскому и шариатскому праву, понимает язык славянского «султана» и принимает его титул «батька», как название высшей должности в государстве.

Правда, доподлинно неизвестно, знают ли нефтебароны Омана, что в Беларуси действует не английское, а советское право. Поскольку мусульманскому и славянскому «султанам» не нужно ни перед кем объясняться и отчитываться по поводу продажи земли или активов, то и цена очень «шоколадного» места в центре Минска в $10млн. является результатом джентльменского соглашения уполномоченных ими лиц. Ни о каких рыночных механизмах в этом случае и речи быть не может.

Информация о том, кто из белорусов и сколько заработал на этой сделке, пока недоступна. В любом случае едва ли можно подозревать наших чиновников в беспрецедентной благотворительности по отношению к богатым оманским шейхам. Причина продажи за $10млн. того, что на открытом, свободном рынке стоило бы, как минимум, в 7-10 раз больше, наверняка кроется в структуре стимулов тех белорусов, которые сегодня имеют право совершать подобные сделки.

То же самое произошло с еще одной площадкой в центре Минска. Ее пока занимает Минский часовой завод. Подобная судьба может ждать телевизионный завод «Горизонт» и другие «мертвые» промышленные гиганты советских времен.

Большие площади в центре Минска под развитие центров национального гэмблинга имели бы гораздо больший коммерческий смысл для главных белорусских дисижнмейкеров, чем сохранение архаичной, почти отверточной сборки телевизоров. Пока пустует место бывшего троллейбусного парка рядышком с площадью Победы в Минске.

Можно найти еще с десяток подобных площадок для целенаправленного развития инфраструктуры азартных игр и сопутствующих ей видов экономической деятельности.

Схема вовлечения их в коммерческий оборот будет примерно такой же, как с Минским часовым заводом: «подсаживание» акционерного общества на бюджетную кредитную иглу – загонка в долговую ловушку – национализация акций в результате операции «долги за активы» - продажа выбранному в результате закрытых, кулуарных договоренностей иностранному инвестору. При этом интересы белорусской номенклатуры будут учитываться как на этапе оценки стоимости активов и земли, так и со стороны «иностранного инвестора». Под прикрытием этого титула в нашу страну могут прийти наши же деньги. Проблем зарегистрировать фирму в Омане, Китае, Австрии или купить швейцарскую, новозеландскую, британскую или немецкую структуру нет.

Запреты не работают – идеология нового сектора услуг


Чтобы девелоперские проекты начали приносить прибыль, нужно создать спрос на недвижимость и на разного рода услуги. Уже принятые указы президента создают рынок финансовых услуг. Готовящиеся документы по гэмблингу, включая казино, создадут спрос на дополнительные услуги.

А. Лукашенко в контексте развития данной «точки роста» сказал замечательную вещь о том, что запреты никогда не работали и работать не будут. Святая правда. Речь идет не только об азартных играх. Самыми запрещаемыми и оттого безумно прибыльными являются рынок проституции и товарный рынок наркотиков.

Ни в Беларуси, ни в другой стране мира запреты такого рода не работают, если не подкрепляются общественным религиозным консенсусом вкупе с жесткими тюремными сроками или смертной казнью. Их легализация и развитие в отдельно взятых резервациях (в виде пятизвездочных гостиниц, «деловых комплексов» при казино, развлекательных центров восстановления и оздоровления) является логичным продолжением решений о легализации схем по возможной отмывке денег и развитии казино.

Авторы такого подхода действуют по принципу «деньги не пахнут».

Данный проект белорусских властей учитывает развитие конкурентных рынков. Голландия, как европейский центр легальных наркотиков, обязана работать по жестким правилам финансовой прозрачности. Швейцария испытывает сильный прессинг руководства стран ЕС и США. Они требуют раскрытия банковской информации по фактам ухода их граждан от уплаты налогов. Таиланд находится далеко и слишком экзотично.

В этих странах все давно поделено, цены высокие, и действует принцип верховенства закона, а не мнения чиновника. Для «черных» денег и «серых» схем страны ЕС явно не подходят.

Беларусь привлекательна также на фоне запретов и бардака в России и Украине. Плюс потенциальный спрос на уникальный комплекс услуг (хранение «серых» денег – гэмблинг – сексуальные услуги – наркотики – оздоровление) могут существенно увеличить надежные связи с Ираном, Сирией, Венесуэлой и целым рядом других стран из оси противодействия Западу. Даже если формальной легализации проституции и наркотиков не будет, де-факто правоохранительные органы страны могут по умолчанию закрывать глаза на людей и структуры, которые будут организовывать их предоставление, опять же в рамках отдельно взятых пятизвездочных резерваций.

На пороге номенклатурного захвата земли и собственности


На бумаге новая экономическая политика будет выглядеть чинно и красиво. Правительство продолжит бубнить про иностранные инвестиции и для отвода глаз проводить инвестиционные форумы. Парк высоких технологий будут демонстрировать для убеждения населения в модернизации белорусской экономики. Громкими PR-акциями будут проекты по созданию под Минском национальных часовой, потом телевизионной, а в потенциале тракторной, моторной и т.д. деревень. В них будут сохранены традиционные для Беларуси конца XX века промышленные производства.

Курс на номенклатурное перераспределение недвижимости и земли в Минске взят.

Судя по тому, что под него готовиться идеология («запреты не работают», «нужно разумное государственное регулирование и жесткий контроль», «Россия вынуждает нас искать инновационные решения»), создается законодательная база и совершаются конкретные сделки купли-продажи.

Дело принимает серьезный оборот.


Нет сомнения, что катализатором поиска новых точек роста в РБ стал провал Таможенного союза и резкое сокращение российского энергетического гранта с одной стороны и накопление инвестиционных ошибок в экономике Беларуси с другой.

Верхушка белорусской номенклатуры понимает, что нет смысла скупать акции существующих промышленных предприятий и банков.

Во-первых, ими нужно уметь управлять, во-вторых, их реальная стоимость в большинстве случаев близка к нулю.

Поэтому номенклатура безболезненно будет отдавать предприятия отдельным представителям населения (за одну базовую величину, т. е. за $12 уже продано около 800 предприятий). Они понимают, что главный актив в Минске и крупных городах – земля.

Если на ней находится что-то старое, от него нужно избавиться. Если мешают акционеры, предприятие нужно национализировать. Потом через узаконенных инвестиционных агентов идет поиск партнеров для реализации девелоперских проектов, реализация которых зависит не только от денег внешнего инвестора, но и от постоянного номенклатурного контроля внутри страны.

Чтобы финансовые схемы заработали на всю мощность, в Беларуси должны появиться не только российские или польские банки. По логике вещей у нас должны заработать на полных оборотах итальянский, иранский, оманский или венесуэльский финансовые учреждения.

Белорусская номенклатура начинает монетизировать тот ресурс, который реально контролирует. Она вступает в новую фазу, когда для сохранения контроля над экономикой нужно раскрывать свои секретные схемы и начинать делиться.

Делиться по-крупному не с белорусским бизнесом или гражданами, а с иностранцами, которые, в первую очередь, должны обеспечить прикрытие происхождению денег и обеспечить легендирование в виде «прямых иностранных инвестиций».

Чтобы минимизировать риски утечки информации и неблагонадежности партнеров белорусская номенклатура очень тщательно подбирает иностранных клиентов и часто ставит их в зависимость от своих действий в Беларуси.

Выбор сфер деятельности после номенклатурного захвата активов и земли основан на знаниях и умениях чиновников, силовиков и их белорусских бизнес партнеров. Финансы, логистика в связке с импортом, гэмблинг, гостиницы, рынок земли и недвижимости, проституция, возможно, наркотики. Вполне законные и легальные схемы работы будут переплетаются с «серыми». Эпоха индустриального развития Беларуси заканчивается. Власти втягивают нас в эру услуг, многие из которых запрещены как на Западе, так и на Востоке.

Чтобы минимизировать риски появления лишних вопросов, для авторов и участников этих схем нужно сохранение существующего в Беларуси политического расклада и системы контроля над распределением собственности. Одновременно нужна макроэкономическая стабильность, послушная Вертикаль и довольный электорат. Добиться всего этого в условиях кризиса отношений с Россией и Западом невозможно. Поэтому властям нужно будет задабривать как электорат, так и малый бизнес, чтобы особо не возмущался.

Вероятность такого варианта развития событий высока. Результат подобной трансформации белорусской централизованной плановой экономики мы наблюдаем во многих странах Латинской Америки и Азии. Спасти нас от такого будущего может только системный кризис, электоральная встряска и гражданская консолидация.

Если же МВФ, ЕС или Россия будут своими действиям и ресурсами поддерживать текущие планы нынешних белорусских властей, шансов вырваться из глубокой колеи данного сценария у Беларуси практически не остается.

Политико



 Комментариев: 0  ::  Дата: 18 марта 2010   ::  Посмотрели: 1673  






Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: (необязательно)

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить если не виден код
Введите код:


 (Ctrl + Enter)