Розпочалась подача документів ще на кілька посад до рибоохоронного патруля Азовського басейнового управління | Департаментом екології та природних ресурсів Херсонської обласної державної адміністрації оголошено конкурс | Ветерани АТО отримають ліки безкоштовно | Учасникам бойових дій держава гарантує право на безоплатне санаторно-курортне лікування | Служба за контрактом – шлях до розбудови боєздатної армії | МЗС рекомендує громадянам України утриматися від відвідання Російської Федерації | В Херсоне работает анонимная консультация для больных наркоманией |
     
Еще
 
Эксклюзивный комментарий

Блоги
Афиша

Дивись Українське


Дивись Українське
Щонеділі о 20:00














Google+



Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша
К 100-летию профессионального театра в Херсоне.

Театральное искусство в Херсоне своим корнем достигает 30-х годов прошлого века. В 1823 - 1828 годах дворянства Херсонской губернии приобрело покупной дом генерала Лобри и в 1830 годах приспособило одно из помещений его для театра, в котором и ютилось сценическое искусство 50 лет. В августе 1846 года приезжал М.С.Щепкин, приняв участие в представлении херсонских любителей, впоследствии писал, что ему понравился местный любительский коллектив, понравилась доброжелательная публика, но очень не понравилась театральное помещение - тесное и неуютное.


Херсонский зритель уже тогда любил свой театр. Даже такое помещение, как правило, было переполненным. В 1883 г. по инициативе губернатора О.С. Ердели на заседании городской думы решено начать в Херсоне строительство помещения театра. Проект осуществил архитектор В.А.Домбровский, который взял за основу помещение Одесского оперного театра.
К открытию театра тщательным образом готовился и антрепренер К.Г.Лелев-Вучетич. Сформирована труппа с хором и оркестром, в которую вошли лучшие любители российского театра, заново подготовлено представление "Доходное место", которое имело спрос у херсонского зрителя.


Официальное открытие Херсонского профессионального театра состоялось 1 октября в 1889 г. С программной речью на открытии выступил губернатор О.С.Ердели. "...Как давний любитель театра, воспитанный в традициях столичных театров, где наблюдал за игрой лучших артистов прошедшего и нынешнего времени - я считаю, что при выполнении пьесы, прежде всего, необходимо обратить внимание и добиться того, что называется "ансамблем". Таланты - от Бога. При наличии "ансамбля" артисты с посредственными способностями могут с честью вести свою оправу и добиваться надлежащего впечатления". /Газета "Херсонские губернские ведомости" 04.10.1889р./
Ведущий артист театра А.И.Шадуровский прочитал на открытии свой стихотворный пролог, в последней части которого идет речь о нелегкой судьбе театрального искусства того времени.

"Искусство с давних пор привыкло жить в гостях.
Сегодня здесь оно, а завтра уж в дороге;
Судьба преследует его на всех путях;
И вечно бедное оно живет в тревоге.

Херсона граждане сердечно муз любили,
Встречали их всегда как давнишних друзей,
Но в тесном и сыром углу их приютили,
Средь мрачных темных стен, средь плачущих теней.

Всему есть свой черед. Настал черед и нам
Найти пристанище, о музы дорогие!
Сюда взгляните вы, войдите в этот храм!
Готовы здесь для вас чертоги золотые!

Парите здесь всегда и властвуйте над нами!
Талантов силою ведите нас к добру!
И пусть увидят все меж этими стенами
Искусства русского роскошную зарю!

Мы ж, слуги скромного священного искусства!
Мы будем вам служить и сердцем и душой!
Здесь наша цель ясна: будить живые чувства
И зажигать в сердцах любви огонь святой!"


Публика в тот вечер горячо аплодировала участникам представления "Доходное место".
К.Г.Лелев-Вучетич - человек больших возможностей и безукоризненной деловой честности. По приезду в Херсон он работал в Киеве (в антрепризе Савина), в Одессе (антреприза Павловой). Имея большой опыт творческой и организационной работы, он готовил серьезный репертуар, и новый Херсонский театр в первые месяцы имел незаурядный успех. Но вскоре собрания упали.


Следующий театральный сезон (1890-1891 р.р.) взялся вести В.И.Власов. Он поставил несколько малоизвестных комедий и старинных мелодрам, в середине сезона пригласил О.Левицкого и Востокову Беретт показал барона "Цыганки". Однако собраний не было. Творческий коллектив развалился.
С того времени до конца века постоянного театра в Херсоне не было. Прекрасное театральное помещение превратилось в прокатную площадку для гастролеров. За эти годы здесь побывали: российская опера Картаза, итальянская опера, драматичные коллективы В.Давидова, Л.Яковлева, П.Медведева и много других. Наибольшим успехом пользовались в Херсоне коллективы М.Кропивницкого и П.Саксаганского. Творческий путь этого коллектива, как и жизненный ведущих артистов первого профессионального украинского театра, крепко связанный с Херсоном. И.Марко, Лука Кропивницкий и трое братьев Тобилевичей - Иван Карпенко-Карый, Николай Садовский, Панас Саксаганский и их сестра Мария Садовская-Барилотти были уроженцами Херсонской губернии.
С 1868г . И .Карпенко-Карый был мелким служащим в архиве Херсонской городской полиции. Ознакомление с документами об издевательстве помещиков и царских чиновников над простым народом способствовало формированию демократических взглядов будущего драматурга. В 1886 г. вышел сборник его произведений, куда вошли пьесы: "Бондарівна", "Розумний дурень", " Хто винен", впоследствии опубликована "Наймичка".
Н.Садовский учился в 1-й Херсонской гимназии. В 1874 г. начал в Херсоне режиссерскую деятельность М.Л.Кропивницкий. Здесь вышла премьера представления "Наталка Полтавка" по пьесе И.П.Котляревского.


Начиная с 1883 г. украинская профессиональная труппа почти ежегодно приезжала в Херсон. И не случайно: Киевский генерал-губернатор немецкого происхождения Дрентельн (его украинские актеры остроумно прозвали "Дрянтельи") запретил украинскому театру выступать в населенных пунктах своего генерал-губернаторства.
Следовательно, в течение десяти лет, пока действовало это запрещение центр Украины - Киевская, Полтавская, Черниговская, Волынская и Подольская губернии, которые входили в состав Киевского генерал-губернаторства, - был закрытым для труппы М.Кропивницкого. Приходилось работать в основном, в Херсонской губернии - Херсон, Одесса, Николаев, Кировоград. Здесь выдавались драматичные произведения И.Карпенко-Карого и М.Кропивницкого. Здесь происходили премьеры по этим произведениям, устраивались бенефисы и юбилеи актеров.


Начало 20 века было отмечено в театральной жизни Херсона заметным событием: с группой молодых московских актеров сюда приехал Всеволод Мейерхольд. Он заключил контракт с антпренером О.Кошеверовым на выступления в городе в течение одного сезона - 1902-1903г.г. Однако, слившись с местной труппой "Общество новой" (название - с 1903г.) повлекло к большому оживлению театральной жизни в городе, что не вызывало энтузиазма у самих приезжих и контракт был продлен.

К открытию сезона В.Мейерхольд с молодыми артистами готовили представление по пьесе А.П. Чехова "Три сестры". 22 сентября при переполненном зале была показана первая пьеса вновь созданного коллектива. "...Публіка закидала виконавців квітами. Всі були однаково чудові, включно до німої ролі няньки… Слід чекати, що при такій постановці справи херсонці віддячать Г.Г. Кошеверова і Мейерхольда матеріально і дадуть їм можливість благополучно провести сезон, так як наша публіка хоч і бідна, але чуйна до всього доброго і віддає за останні копійки". /Журнал "Театр и искусство" 1902г., №41, стр. 750./ Управляемое В.Мейерхольдом "Общество новой драмы" дало путевку в жизнь талантливым мастерам сцены - М.Костромскому, В.Щухмину, и другим, именно здесь состоялось становление вызревания таланта молодого М.Певцова. Всеволод Емилевич сразу увидел в нем незаурядную одаренность и испытал его в особенно сложных ролях. За три года работы В.Мейерхольд поставил на херсонской сцене 47 спектаклей и в 44-х из них сыграл ведущие роли.


С 1904 г. Мейерхольд увлекается поисками новых форм сценической условности. Со сцены исчезают элементы быта. Реалистичные художественные обиды заменяются символами. В первый раз черты условно-эстетического театра оказалось в драме Ибсена "Маленький Ейльф". Развиваются поиски и, в частности, выделяются формалистические тенденции потом в представлениях "Манна Ванна" "Матерлінка", "Золоте руно" и "Сніг" Пшибевского.
Херсонский зритель таких поисков Мейерхольда не воспринял, посещение театра заметно уменьшилось. В1904 г. Мейерхольд выехал в Тифлис.


В 1909 г. художественное руководство Херсонского городского театра возглавил О.Загаров, который до 1907 г. работал актером и режиссером в Московском Художественном театре, со дня его основания.
С первых дней работы в Херсоне, как и Мейерхольд, Загаров становится активным пропагандистом принципов МХТ, учение Станиславского. В таком же стиле Загаров выпускает в Херсоне "Привіди" и "Бранд" по пьесам Ибсена, в представлениях принимала участие известная артистка Е.Полевицкая. С отъездом О.Загарова театральная жизнь Херсона постепенно идет на спад. Городской театр преимущественно показывает мелодрамы и фривольные фарсы. Такая драматургия не смогла вернуть театру былую славу. Зал пустой. Театральный коллектив разваливается. Помещение театра превращается в прокатную базу для гастролей.


Лишь весной в 1917 г. с возвращением в Херсон О.Загарова возрождается в городском театре реалистическое театральное искусство. Возрождается в полном смысле, потому что Загаров "возрождает" на херсонской сцене свое любимое представление "На дні" и свой любимый образ Клеща. Вскоре выходит следующая премьера - "Діти сонця". Представления Горького в Херсоне (1917-1918 г.г.) оформлял сценограф П.П.Похитонов - родной брат Загарова, который с 1926 г. работал сценографом Ленинградского БДТ. В 1918 г. О.Загарова назначили художественным руководителем первого украинского советского театра - Киевского им. Т.Г.Шевченка (в настоящее время Днепропетровский).


С победой революции, в первые дни установления Советской власти в Херсоне Ю.Шумский и антрепренер А.Я.Ковалев обращаются к обществу "Просветительство" с просьбой - открыть в помещении народной аудитории украинский профессиональный театр. Просьба была поддержана. Ю.Шумскому поручено формирование труппы, а Ковалеву - административное руководство. Летом в 1920 г. театр обслуживал полосу Перекопского фронта. На исходе 1922 г. театр прекратил свое существование.
В июле месяце в 1936 г. по решению Одесского (г. Херсон входил в состав Одесской области) театрального зрелищного управления из группы молодого Одесского передвижного театра рабочей молодежи, выпускников театральной школы и отдельных артистов, организован Херсонский областной украинский музыкально драматический театр, на представления которого ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!



Довідки за телефоном: 22-55-20, 49-00-64

Каса працює без вихідних з 9:00 до 19:00

Увага!Відкрито нові каси театру (супер-маркет «АЛЬФ» та «АНТАЛ»)





 Комментариев: 0  ::  Дата: 4 марта 2010   ::  Посмотрели: 6394  






Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: (необязательно)

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить если не виден код
Введите код:


 (Ctrl + Enter)
Интервью

Група Світового Банку сприяє впровадженню індексного страхування в Україні


На цих та інших моментах під час семінару докладно зупинявся старший спеціаліст із фінансів, провідний експерт з індексного страхування Групи Світового Банку Шадрек Мапфумо.

Подробнее



Катерина ЛЕВЧЕНКО: «Міжнародне право розглядає сексуальне насильство під час війни як військовий злочин»


Торік на Національну «гарячу лінію» з попередження домашнього насильства, торгівлі людьми та ґендерної дискримінації, що діє при ГО «Ла Страда-Україна», надійшло 38 292 дзвінка.

Подробнее



Олександр Слобожан: «Спроможні громади – сильна держава»


Виконавчий директор Асоціації міст України Олександр Слобожан прокоментував результати виборів та дав оцінку перспективам формування об’єднаних територіальних громад.

Подробнее




Опрос
За какую партию вы проголосуете на местных выборах осенью 2015 года?

ПР
Оппозиционный блок
КПУ
НФ
Самопоміч
БПП-Солидарность
Радикальная партия Олега Ляшко
ВО Свобода
ВО Батькивщина
Правый сектор
УКРОП