Розпочалась подача документів ще на кілька посад до рибоохоронного патруля Азовського басейнового управління | Департаментом екології та природних ресурсів Херсонської обласної державної адміністрації оголошено конкурс | Ветерани АТО отримають ліки безкоштовно | Учасникам бойових дій держава гарантує право на безоплатне санаторно-курортне лікування | Служба за контрактом – шлях до розбудови боєздатної армії | МЗС рекомендує громадянам України утриматися від відвідання Російської Федерації | В Херсоне работает анонимная консультация для больных наркоманией |
     
Еще
 
Эксклюзивный комментарий

Блоги
Афиша

Дивись Українське


Дивись Українське
Щонеділі о 20:00














Google+



Сергей Шмеман : Иногда раскол спасает Церковь
Сергей Шмеман – известный американский журналист, обладатель Пулитцеровской премии, долгое время проработавший в Москве. А еще он сын великого отца - одного из самых известных православных деятелей 20 века, протопросвитера Александра Шмемана

Александр Шмеман был одним из идеологов предоставления Православной Церкви в Америке автокефалии от Московского Патриархата и настоящим духовным лидером православных США. На этой неделе Сергей Шмеман побывал в Киеве и корреспондент Фокуса решил встретиться с ним, чтобы поговорить о ситуации в православии в России и Украине.

Сергей Александрович, чем сейчас примечательно развитие православия в Украине и России?

В Украине я только несколько дней, поэтому только хочу углубиться в этот вопрос. Правда я уже встречался с митрополитом Владимиром и он рассказал, что в Украине все спокойно, уже нет таких острых конфликтов как раньше.

Понимаете, поначалу всем казалось, что все будет просто. Строились храмы. На это тратились огромные деньги – тогда это было дешево, помогал Запад, олигархи. Это было удивительно – практически каждый день в Москве появлялся новый купол. Я тогда жил на Садово-Самотечной, и радиусе 5 минут ходьбы от моего дома за год открылись 10 церквей. Потом это развитие резко затормозилось. Люди перестали идти в церковь, понимать ее. Массовость породила множество неготовых к служению священников, которые сами толком не разбирались в том, чему учат. Массовость породила множество неготовых к служению священников, которые сами толком не разбирались в том, чему учат.

Настал момент, когда более умные и глубокие священники и епископы начали думать: «А что дальше»? Я встречался со многими из них и они понимают, что церкви более многолюдными уже не будут. Для того, чтобы привлекать людей, необходима огромная работа, за каждого человека нужно бороться. Вот я помню, вначале над каждой церковью огромной печатью высилось: «НЕЛЬЗЯ» - нельзя входить в джинсах, нельзя стоять так, нельзя делать то. Люди входили просто посмотреть, на них кричали и они уходили навсегда. Настало время перейти на «можно» - мы вам даем свободу, мы будем с вами беседовать, мы вас научим. Теперь настало время понять, как развивать Церковь в секулярном обществе.

В своих книгах ваш отец много говорил о церковном гуманизме, о содержательной, внутренней сути веры. Не кажется ли вам, что взаимодействие РПЦ с Кремлем и властью плохо сказывается на перспективах именно такого, гуманистического развития?

Думаю, что да, плохо. Но России есть одна дилемма - прошлое немного мешает будущему. Церковь затягивает в историю – мы наблюдаем все эти разговоры о великой русской православной державе, русскости и так далее. Разговоры о том, что чтобы быть русским надо быть православным, а чтобы быть православным надо быть русским и вообще, чтобы быть христианином нужно быть русским, а все остальные, например католики – еретики. Конечно, все это очень опасно.

На Западе мы страдали от этого меньше. У нас в США были приходы Румынской, Греческой, Болгарской, Сербской церквей. Но так как мы (православные – авт.) всегда были в меньшинстве в США, то помогали друг другу. Конечно, во Франции странно было наблюдать (Сергей Шмеман живет в Париже – авт.), как президент Медведев в ходе визита включил в официальную делегацию владыку Илариона. Саркози был удивлен, наверное. В России уже ничего нельзя начать строить без благословления батюшки. Странно, когда государство Россия просит заложить церковь в Ницце, просить помочь со строительством нового собора в Париже. Зачем? Это ведь не посольская церковь. Когда строится огромная церковь в Гаване, хотя там для нее почти нет прихожан...

Вы знакомы с патриархом Кириллом? Ведь многие считают, что нынешний российский симбиоз Церкви и государства – это его заслуга.

Когда шел процесс переговоров об автокефалии Православной Церкви Америки, их вел митрополит Никодим (Ротов). Нынешний патриарх Кирилл был его помощником. Я с ним познакомился, когда он был еще молодым семинаристом. Потом мы с ним очень часто и в Москве виделись. Это очень умный человек. Когда он ведет беседу по телевизору, когда люди ему звонят, задают вопросы, а он отвечает них – для меня это прообраз того, чем должен заниматься священник. Он не боится ответить на вопрос, он не боится столкновения с секулярным миром. Он очень талантливый проповедник и церковный человек. Он мне всегда говорил: «Приезжайте ко мне в Ростов, мы так великолепно служим». В тоже время, у него всегда была большая готовность приблизиться к власти.

Но мне кажется, что Церкви нужно держаться дальше от государства. Меня беспокоит проект введения церковного образования в школах. Есть для этого отдельные школы. Знаете, идея разделения Церкви и государства спасает больше Церковь, чем государство. Мы видим, как во времена Российской империи Православная церковь перестала развиваться, как близость к власти тормозила это развитие. Потому что государство всегда будет использовать церковь в своих целях, для своей выгоды. А Церковь должна играть другую роль и постоянно находиться, как бы в мягкой оппозиции.

В чем корень этой проблемы – близости православия к власти в Украине и России? Ведь у нас, к примеру, тоже Донецкий владыка Иларион постоянно призывает голосовать за одну политсилу.

У вас просто еще не сформировался негативный опыт. На Западе церковь имела огромную власть. И все революции, та же французская - это войны с прошлой властью, в том числе с церковной властью. Церковь была у власти на Западе и продемонстрировала набор ужасов, вплоть до сжигания людей на кострах. Поэтому там все привыкли, что внутри государственной машины церкви быть не должно.

Патриарх Алексий Второй, кстати, это понимал. После первых выборов в Думу, куда вошли священники, он запретил православным священникам входить в законодательные собрания и выступать с политическими призывами. Конечно, отдельные священники игнорировали этот запрет. Но так происходит везде.

Есть всегда отдельные священники и верующие, которые постоянно хотят конвертировать религию в светскую власть. Повсюду они есть. Наши американские католические фундаменталисты, например, тоже очень близки к политике. Все зависит только от того, есть ли в стране традиции отделения церкви от власти. У вас традиции пока отсутствуют. И многим православным искренне непонятно, почему, если они православные, в государстве нет одной официальной Православной церкви.

Скажите, какая судьба ждет украинский православный раскол?


Мы на Западе выросли в расколах. Наша церковь и Зарубежная церковь (Русская православная церковь за границей – авт.), такая церковь, другая церковь... Мы выросли с понятием раскола и научились его не бояться. Конечно жаль, когда родственники ругаются. Но на уровне прихожан мы об этом не волновались. Если свадьба в той церкви – мы шли в ту, в этой – все шли в эту.

Никого не отлучали?

По священникам было, конечно. Например, в Зарубежной церкви нашим священникам иногда не давали подойти к кресту. Но на уровне прихожан такого не было. У вас этот раскол произошел из-за политики, а значит он решится. У вас этот раскол произошел из-за политики, а значит он решится. Кроме того, я не очень боюсь расколов, потому что они иногда спасают церковь. Церковь иногда может идти на уступки фундаменталистам, фанатикам до такой степени, что в итоге теряет себя. Все равно рано или поздно раскольники возвращаются.

Когда может закончиться наш раскол?

Состояние церкви – это отражение состояния общества. Пока эта проблема не решиться в народе, не решиться и в Церкви. И сложно ожидать, чтобы в одном обществе по одной позиции есть раскол, а по другой - полное согласие.

В Америке, я помню, был очень разумный греческий архиепископ Яковос, который приглашал к себе всех епископов вне зависимости от того, признавала ли их его церковь или нет. Всех собирал. И он, будучи настоящим лидером, добивался какой-то совместной деятельности. Я был редактором молодежного журнала. Он этот журнал финансировал, но с одним условием – чтобы в его выпуске принимали участие представители всех церквей. Он говорил примерно так: «Есть большая политика, которую мы не решим. Но давайте решать то, что можем». Я думаю, что воссоединение начнется с малого, с общества при университете, с совместного журнала, а все остальное решится.

Скорее дело в том, что общество не готово к воссоединению или в том, что в Украине пока нет такой фигуры как Яковос?

Найти лидера, это конечно важно. Может это не скромно, но мой отец играл такую роль. Наша Свято-Владимирская семинария была центром православия в Америке. У нас было много студентов - арабов, греков, был обмен с греческой семинарией, украинцы, американцы. Потому что лично ему было неважен цвет кожи и то, чью политику ты поддерживаешь. Пусть наверху продолжают ругаться, но внизу будет издаваться православная литература, будет идти межцерковный диалог. Так что все будет хорошо.

Сергей Шмеман : Иногда раскол спасает Церковь

Фокус



 Комментариев: 0  ::  Дата: 22 мая 2010   ::  Посмотрели: 2750  






Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: (необязательно)

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить если не виден код
Введите код:


 (Ctrl + Enter)
Интервью

Група Світового Банку сприяє впровадженню індексного страхування в Україні


На цих та інших моментах під час семінару докладно зупинявся старший спеціаліст із фінансів, провідний експерт з індексного страхування Групи Світового Банку Шадрек Мапфумо.

Подробнее



Катерина ЛЕВЧЕНКО: «Міжнародне право розглядає сексуальне насильство під час війни як військовий злочин»


Торік на Національну «гарячу лінію» з попередження домашнього насильства, торгівлі людьми та ґендерної дискримінації, що діє при ГО «Ла Страда-Україна», надійшло 38 292 дзвінка.

Подробнее



Олександр Слобожан: «Спроможні громади – сильна держава»


Виконавчий директор Асоціації міст України Олександр Слобожан прокоментував результати виборів та дав оцінку перспективам формування об’єднаних територіальних громад.

Подробнее




Опрос
За какую партию вы проголосуете на местных выборах осенью 2015 года?

ПР
Оппозиционный блок
КПУ
НФ
Самопоміч
БПП-Солидарность
Радикальная партия Олега Ляшко
ВО Свобода
ВО Батькивщина
Правый сектор
УКРОП