Розпочалась подача документів ще на кілька посад до рибоохоронного патруля Азовського басейнового управління | Департаментом екології та природних ресурсів Херсонської обласної державної адміністрації оголошено конкурс | Ветерани АТО отримають ліки безкоштовно | Учасникам бойових дій держава гарантує право на безоплатне санаторно-курортне лікування | Служба за контрактом – шлях до розбудови боєздатної армії | МЗС рекомендує громадянам України утриматися від відвідання Російської Федерації | В Херсоне работает анонимная консультация для больных наркоманией |
     
Еще
 
Эксклюзивный комментарий

Блоги
Афиша

Дивись Українське


Дивись Українське
Щонеділі о 20:00














Google+



Консультации от Константина Шестакова
Ко мне часто обращаются мамы – жительниц г. Херсона и Херсонской области. Их интересует размер пособия по уходу за ребенком до 3-х лет и то, возможно ли отстаивать в суде право на его увеличение до прожиточного минимума. Вот выдержки из некоторых обращений:
Наталья, сыну Денису 3 г. 3 мес. Пособие по уходу за ребёнком уже не получаю. Посоветуйте, стоит ли обращаться к юристу, чтобы взыскать сумму, которую мне 3 года ежемесячно недоплачивали? Мама с ребёнком ставится в условия, когда она вынуждена выживать. Приходится рассчитывать на мужа, родителей, родственников. Без их материальной поддержки женщина беспомощна.
Елена, дочери Светлане 8 мес. 130 грн., которые получаю сейчас – смешные деньги. Их еле хватает на «памперсы», а ребёнка ещё нужно кормить, одевать, иногда лечить. Слышала от знакомых, что пособие по уходу за ребенком, которое получаю, существенно занижено. Государство незаконно недоплачивает этот вид социальной помощи. Обратилась в управление труда и социальной защиты с заявлением о пересчете пособия. Мне отказали, аргументируя это тем, что выплаты не предусмотрены Законом Украины "О бюджете на 2009 год". Хочу отстаивать в суде право на увеличение пособия по уходу за ребёнком. Подскажите кто занимается этой проблемой в г. Херсоне, к кому обратиться за юридической помощью?
За разъяснениями мы обратились к юристу и правозащитнику Константину Шестакову:
Расскажите, пожалуйста, каким должен быть размер выплат пособия по уходу за ребенком до 3-х лет и чем это предусмотрено?
- «В последнее время, особенно с наступлением кризиса, ко мне все чаще и чаще с этим вопросом стали обращаться мамочки с малышами. Я могу с полной уверенностью ответить: «Пособие в таком смехотворном размере 130 гривен по уходу за ребенком до 3-х лет выплачивают абсолютно незаконно!!!
Если проанализировать законодательство, можно прийти к выводу, что помощь на детей до трех лет должна быть не меньше установленного в стране прожиточного минимума.
Это право изначально закреплено ст. 46 Конституции Украины, которая гласит, что граждане имеют право на социальную защиту, что включает в себя право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потерей трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствах, а также в старости и других случаях предусмотренных законом. Это право гарантируется общеобязательным государственным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения. Пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже от прожиточного минимума, установленного законом.
Ввиду того, что законодательство, регулирующее вопросы выплаты пособия (помощи) по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста (далее – Пособия), довольно часто менялось, а также ввиду наличия предусмотренных законом сроков давности обращения в суд, нужно для начала проанализировать законодательства в этой сфере, действовавшего с 01.01.06 г.
Итак, размер Пособия установлен двумя законами:
1. Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, вызванными рождением и погребением» от 18.01.01 г. № 2240-ІІІ (далее – Закон-1), который распространяется на застрахованных лиц, т.е. матерей, которые до беременности работали.
2. Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-ХІІ (далее – Закон-2), который распространяется на не застрахованных лиц, т.е. матерей, которые до беременности не работали.
Ныне действующей статьей 43 Закона-1 предусмотрено, что размер Пособия, во всяком случае, должен быть не ниже размера прожиточного минимума, установленного законом. Статьей 15 Закона-2 в той редакции, которая существовала до 31.12.07 г., было предусмотрено, что размер Пособия, во всяком случае, должен быть не ниже размера прожиточного минимума, установленного законом для детей до 6 лет. Но, ежегодно Законами о бюджете действие указанных статьи 43 Закона-1 и статьи 15 Закона-2 приостанавливалось, и устанавливались намного меньшие размеры Пособия, а именно:
1. Приостановление указанных статей Законов-1 и 2 было предусмотрено пунктами 10 и 19 статьи 77 Закона о бюджете на 2006 г. и пунктами 7 и 14 статьи 71 Закона о бюджете на 2007 г.
2. Пособие устанавливалось в следующих размерах:
• на 2006 г. – не менее 90 грн. (абзац 9 статьи 61 Закона о бюджете на 2006 г.);
• на 2007 г. – для застрахованных (работавших) мам – не менее 120,75 грн. с 01.01.07 г., 129,03 грн. с 01.04.07 г., 130,64 грн. с 01.10.07 г.; для незастрахованных (неработавших) мам – не менее 90 грн.
В 2008 г. Закон о бюджете на 2008 г. изначально предусматривал следующее:
• выплата Пособия для всех мам будет производиться на основании одного Закона-2;
• исключение статьи 43 Закона-1 (подпункт 12 пункта 25 Раздела ІІ );
• внесение изменений в ст.15 Закона-2, согласно которым размер Пособия для всех должен быть не меньше 130 грн. (подпункт 7 пункта 23 Раздела ІІ)
Однако, все вышеуказанные ограничения, приостановления, исключения и изменения статьи 43 Закона-1 и статьи 15 Закона-2 являются неправомерными и не должны применяться, т.к. они противоречат части 3 статьи 22 Конституции Украины (далее – Конституции) и многочисленным разъяснениям Конституционного Суда Украины (далее – КСУ).
Часть 3 статьи 22 Конституции установила следующее: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».
Иными словами – если каким-то законом человеку было предоставлено право на льготы, гарантии, компенсации, денежные выплаты (в т.ч. и Пособие), то в последующем не допускается принятие законов, уменьшающих, приостанавливающих или отменяющих это право.
Размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 2007 год установлен ст. 62 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2007 год»: с 1 января - 525 гривен, с 1 апреля - 561 гривна, с 1 октября - 568 гривен. Размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 2008 год установлен ст. 58 Закона Украины от 28.12.2007 г. №107-VІ «О Государственном бюджете на 2008 год»: с 1 января - 633 гривны, с 1 апреля - 647 гривны, с 1 июля - 649 гривен, с 1 октября - 669 гривен; Размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 2009 год установлен ст. 54 Закона Украины "О государственном бюджете на 2009 г". Указанная норма обращает наше внимание на то, что прожиточный минимум на одного человека установлен в размере который действовал в декабре 2008 г, то есть в размере 669 гривен.
Таким образом, путем простых арифметических вычислений, можно подсчитать сколько денег не было доплачено государством в качестве пособия по уходу за ребенком до 3-х лет, и сколько денег государство обязано платить до достижения ребенком 3-х летнего возраста. Например, если ребенок родился в октябре 2008 года, то ежемесячная выплата пособия должна равняться 669 гривнам. Ребенку 11 месяцев. От сумы положенной к платежу 669 гривен, отнимаем фактически выплаченную сумму пособия 144,10 гривен и получаем разницу 524 гривны 10 коп., которые в свою очередь умножаем на 11 месяцев. В результате получаем сумму которую вы не дополучили в качестве пособия – 5 773 гривен 90 коп. Но в дальнейшем, на основании решения суда, органы ТСЗН, будут обязаны начислять и выплачивать пособие по уходу за ребенком до 3-х лет уже не по 144,10 грн., а в размере прожиточного минимума, который однозначно будет изменяться при принятии государственных бюджетов последующих лет. И это уже реальные деньги, которые можно действительно потратить на физическое и духовное развитие ребенка, на его полноценное и качественное питание, надлежащую профилактику заболеваний и лечение болезней.
Скажите пожалуйста являются ли правомерными утверждения работников управления труда и социальной защиты населения о том, что решение Конституционного Суда Украины, о признании незаконными норм Законов Украины "О Государственном бюджете" об уменьшении социальных выплат, в том числе пособий по уходу за ребенком до 3-х лет, невозможно выполнить, в виду отсутствия соответствующих изменений в законы принятых Верховной рады Украины?
- Утверждения работников УТСЗН или иных лиц о том, что Решение КСУ невозможно выполнить ввиду отсутствия соответствующих изменений в законы, принятых Верховной Радой Украины, является неправомерным и противоречит Конституции и Закону Украины «О Конституционном Суде Украины», где четко сказано, что Решения КСУ обязательны для исполнения всеми (ст. 69 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины»).
Скажите пожалуйста, могут ли не быть выплачены пособия по уходу за ребенком в связи с отсутствием для этого целевых средств в государственном бюджете Украины?
- Утверждения о том, что Пособия (как и иные социальные выплаты) не могут быть выплачены в полном объеме из-за отсутствия на это средств в Государственном бюджете – также неправомерно, т.к. подобная причина не может быть основанием для отказа в выплате Пособия (или иной социальной выплаты) – этот вывод был сделан Европейским Судом по правам человека при вынесени Решения от 08.11.05 г. по делу «Кечко против Украины» - : «Суд не принимает аргумент Правительства относительно бюджетных ассигнований, поскольку органы государственной власти не могут ссылаться на отсутствие средств как на причину невыполнения своих обязательств».
Хочется отметить, что практика, в том числе и судебная, по делам данной категории в г. Херсоне возникла недавно. Хотя вопрос социальных выплат, особенно во время финансового кризиса, очень актуален, не многие из юристов готовы заниматься этой проблемой, хотя бы потому, что это не принесет им большой прибыли, но займет много времени и труда. Наша правозащитная организация занимается вопросами социальных выплат населению уже около полугода, и первыми нашими клиентами были наши жены, сестры, их знакомые, друзья, соседи. За время работы над этой проблемой выработалась устойчивая и действующая практика. Налажены контакты и постоянно поддерживается связь с правозащитными организациями и юристами, занимающимися исследованием подобных проблем во многих регионах Украины. Есть уже конкретные результаты работы. В данное время на рассмотрении судов находится много дел по искам о взыскании различных социальных выплат (выплат ветеранам войны, детям войны, лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы и др.), которые не выплачивались по тем же причинам, что и Пособия. Зачастую, по этим делам, суды правильно применяют нормы материального права и принимают решения по «социальным» делам о взыскании в пользу людей сумм социальных выплат, причитающихся им по закону. Да, имеются проблемы с исполнением таких судебных решений, т.к. деньги по решению суда все равно должны выплачиваться за счет средств Государственного бюджета Украины. В производстве судебных исполнителей в других регионах Украины, в том числе и в г. Херсоне уже находится достаточно много исполнительных листов о взыскании этих денег. Известно, что в некоторых населённых пунктах Украины есть случаи получения денег по таким судебным решениям.
К сожалению, получить у государства недоплаченные им же деньги можно, но только по решению суда.



 Комментариев: 1  ::  Дата: 4 ноября 2009   ::  Посмотрели: 2131  




Комментарий написал(a) Анна. Опубликованно: 15 августа 2011 15:23 в новости


Группа: Гости
Новостей: 0
Комментариев: 0
ICQ: --
сКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,моему ребенку 4 месяца,я получаю пособие по уходу за ребенком+одинокая мама+пособие по безроботице.Если я сейчас официально пойду работать,то сколько с меня снимет собес.Спасибо



Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: (необязательно)

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить если не виден код
Введите код:


 (Ctrl + Enter)
Интервью

Група Світового Банку сприяє впровадженню індексного страхування в Україні


На цих та інших моментах під час семінару докладно зупинявся старший спеціаліст із фінансів, провідний експерт з індексного страхування Групи Світового Банку Шадрек Мапфумо.

Подробнее



Катерина ЛЕВЧЕНКО: «Міжнародне право розглядає сексуальне насильство під час війни як військовий злочин»


Торік на Національну «гарячу лінію» з попередження домашнього насильства, торгівлі людьми та ґендерної дискримінації, що діє при ГО «Ла Страда-Україна», надійшло 38 292 дзвінка.

Подробнее



Олександр Слобожан: «Спроможні громади – сильна держава»


Виконавчий директор Асоціації міст України Олександр Слобожан прокоментував результати виборів та дав оцінку перспективам формування об’єднаних територіальних громад.

Подробнее




Опрос
За какую партию вы проголосуете на местных выборах осенью 2015 года?

ПР
Оппозиционный блок
КПУ
НФ
Самопоміч
БПП-Солидарность
Радикальная партия Олега Ляшко
ВО Свобода
ВО Батькивщина
Правый сектор
УКРОП





Информер

Погода



Курс валют




PressUA.com - свіжа преса он-лайн


Реклама




Херсонский ТОП Украина онлайн
Copyright © 2009-2017 pravda.ks.ua; pravda.kherson.ua
Перша безкоштовна інтернет-газета Херсона
Всі права застережено. Матеріали видання захищено авторським правом.
Електронна адреса видання: taras@pravda.ks.ua
Дизайн: ихайлов Микита.
Редакція інтернет видання "Херсонська правда" ГО "Асоціація блоггерів "Новамедіа"