Розпочалась подача документів ще на кілька посад до рибоохоронного патруля Азовського басейнового управління | Департаментом екології та природних ресурсів Херсонської обласної державної адміністрації оголошено конкурс | Ветерани АТО отримають ліки безкоштовно | Учасникам бойових дій держава гарантує право на безоплатне санаторно-курортне лікування | Служба за контрактом – шлях до розбудови боєздатної армії | МЗС рекомендує громадянам України утриматися від відвідання Російської Федерації | В Херсоне работает анонимная консультация для больных наркоманией |
     
Еще
 
Эксклюзивный комментарий

Блоги
Афиша

Дивись Українське


Дивись Українське
Щонеділі о 20:00














Google+



Юрий Баранчик: "Белорусский проект - 1994": начало и завершение. Часть первая
Последние несколько лет официальный Минск активно осуществлял поиск нового проекта, который без радикальной политической, социально-экономической, идеологической и кадровой ломки позволил бы, с одной стороны, трансформировать "Белорусский проект - 1994" в "Белорусский проект - 2011" таким образом, чтобы во главе нового проекта осталось прежнее руководство, а с другой, одновременно (с трансформацией власти) продолжить консервацию социально-экономической и общественно-политической жизни в стране.

Механизмом реализации данного проекта стал отказ от создания Союзного государства, разрыв прежних политических и экономических договоренностей с Россией, демонстрация своей лояльности Западу через ряд политических и экономических акций.

Свидетельством "переформатирования" проекта власти является та, с одной стороны, идеологическая неопределенность, а, с другой стороны, внешнеполитическая "многовекторность" (или как говорят недоброжелатели - "противоречивость"), которая последние несколько лет проходит красной нитью через многие действия белорусского руководства.

Происходящие в политической, экономической и общественной жизни Беларуси события позволяют утверждать, что, в силу ряда объективных и субъективных причин, "Белорусский проект - 1994" завершился. Финальной, демонстративно показательной точкой этого проекта стал последний газовый конфликт с Россией. Вместе с тем стоит отметить, что количество противоречий в позициях Москвы и официального Минска за последние два года значительно превысило их количество между Москвой и Киевом с Тбилиси вместе взятыми: регулярные газовые и нефтяные войны, торговые конфликты, серьезнейшие разногласия в области внешней политики - Грузия, "Восточное партнерство", КСОР ОДКБ, события в Киргизии, отношение к фигуре Бакиева. Суть многолетнего конфликта (который, необходимо отметить, начался еще при Владимире Путине, но ни на йоту не изменился после прихода Дмитрия Медведева на пост главы российского государства) между Москвой и официальным Минском в том, что последние годы Москва медленно, но настойчиво переводила отношения с Минском в формат рыночных отношений. Этому было множество причин, но самая главная - отказ официального Минска от выполнения своих союзнических обязательств (политика), и катастрофическая неспособность властей Беларуси обеспечить прибыльность национальной экономической системы в целом (экономика).

Все эти годы Минск упорно и громко сопротивлялся политике сокращения российских дотаций, называл это (полное рыночное равноправие сторон) имперской политикой, но в силу принципиально разного политического и экономического веса стран после очередного громкого скандала вынужден был раз за разом сдавать свои позиции.
В результате на сегодняшний день официальный Минск стоит перед следующей экономической альтернативой: либо вступление в Таможенный союз и игра по одним правилам с Россией и Казахстаном, в результате чего, опять-таки в силу принципиально разного финансово-экономического веса стран, белорусская власть вынуждена будет отдать экономическую власть в стране крупным российским компаниям, что рано или поздно приведет к серьезным изменениям и политического ландшафта республики, либо невхождение в Таможенный союз России и Казахстана, в результате чего руководство республики достаточно быстро, максимум - первый квартал 2011 года, окажется не в состоянии обеспечивать нормальное функционирование финансово-экономической системы, что приведет к дефолту по внешним или внутренним обязательствам и социальному взрыву. Как видно, экономическая альтернатива у официального Минска есть: с каким багажом он войдет в историю.

Однако наличие экономической альтернативы не означает наличие политической: и при первом, и при втором варианте развития событий Беларуси в течение ближайших пяти лет предстоит перейти к другой политической системе. В одном случае это будет происходить эволюционно, через укрепление гражданского общества, партийной системы, демократизацию общественной жизни, постепенный рост свободы СМИ, в другом - революционно. Опять-таки, дело за официальный Минском - какой вариант развития событий он выберет. Тем не менее, это сути вопроса не меняет - власть и система политических отношений в республике после 2010 года претерпят кардинальную реформацию.

Сложившаяся ситуация является серьезным поводом для: а) осмысления основных составляющих "Белорусского проекта - 1994" и причин его завершения; б) анализа выставленных различными политическими силами Беларуси, в том числе и властью, на тендер "проектов"; в) предложения собственного "Белорусского проекта". Тендер объявлен, поэтому если есть что предложить - то надо участвовать.

Основные составляющие "Белорусского проекта - 1994" На эту тему за прошедшие годы не высказывался только ленивый. Конечно, теоретический разбор прошлого имеет значение для построения модели будущего, это важно как самодостаточная задача и т.д. и т.п. Однако сегодня эта тема уже не столько важна, поскольку главный вопрос - это создание образа будущей Беларуси и разработка более действенной политико-управленческой технологии проведения выборов 2011 г., чем технология власти.

Тем не менее, мы контурно обрисуем некоторые наиболее значимые, на наш взгляд, составляющие "Белорусского проекта - 1994".

Общая ситуация в стране. Становление Республики Беларусь как независимого государства произошло в результате распада Советского Союза. Ни элита (за исключением представителей Белорусского народного фронта), ни народ не были готовы к такому повороту событий и не желали его - на референдуме 1991 г. более 90% граждан БССР проголосовало за сохранение СССР. После распада Советского Союза белорусская элита, как и элиты других постсоветских государств, столкнулась с необходимостью быстро сформировать государственные институты, самостоятельно определить векторы практической реализации внутренней и внешней политики, приоритеты социально-экономического и общественно-политического развития.

Ключевым моментом "народных ожиданий" в тот период острейшего социально-экономического кризиса, охватившего всю республику, было стремление решить новые незнакомые и сложные проблемы за счет воссоединения бывших союзных республики в единое государство. Политиком, который уловил эту суть народных ожиданий, поднял их на знамя своей предвыборной кампании и предложил российскому руководству, которое быстро ухватилось за эту идею и обеспечило легитимность итогов выборов, т.к. испытывало комплекс вины за распад СССР, стал Александр Лукашенко.

Внутриполитическая составляющая.
Во внутренней политике после проведения в 1994 г. президентских выборов ставка была сделана на резкое расширение участия государства как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни страны. Государство было призвано быстро и решительно ликвидировать тот хаос, который воцарился в политической и экономической системе, обеспечить устойчивое политическое развитие и экономический рост страны.

С момента своего прихода к власти Лукашенко сделал ставку на консервацию общественно-политической жизни в стране и исключение из нее любых альтернативных взглядов и крупных фигур. Эта задача была достигнута за счет: а) вытеснения из системной политики оппозиционных общественных объединений и партий; б) монополизации печатных и, что особенно важно, электронных СМИ; в) создания мощного репрессивного аппарата подавления инакомыслия в стране; г) лишения системных источников финансирования оппозиции внутри страны; д) недопущения появления в правящей группировке любой более-менее заметной и политически самостоятельной фигуры.

В результате этих достаточно жестко и системно проведенных в жизнь действий оппозиция оказалась вытесненной на обочину, даже за обочину общественно-политической жизни в стране. Попытки оппозиции уличными акциями расшатать ситуацию внутри государства, со временем перестали вызывать у подавляющего большинства его граждан что-либо, кроме раздражения.

Оппозиция, с одной стороны, переоценила "народ", придав ему дополнительные функции по охране исторической памяти, языка, национальной идентичности и т.д., с другой, она его недооценила - в той чрезвычайно непростой политической и экономической ситуации, которая была в республике в 1991-2000 годах, большинство граждан Беларуси предпочли работать и зарабатывать на жизнь и семью, а не шататься с флагами по улицам, т.е., с их точки зрения, заниматься непонятно чем.

Оппозиция оторвана от народа в плане того, что не учитывает характер тех проблем, с которыми сталкивается большинство граждан страны: они носят не глобально-революционный характер, а повседневный. Это - питание, воспитание детей, содержание семьи, покупка вещей, школа, машина, дача и т.д.

В результате сложных внутриполитических процессов 1994-1998 гг., власть была сконцентрирована в одном месте. Одновременно была создана жесткая исполнительная вертикаль, наличие которой позволяло ставить и решать задачи из одного центра. И все эти годы данная модель успешно функционировала. И если бы не решение российского руководства прекратить дотирование белорусской политической модели, то она бы в таком режиме функционировала еще долго. Оппозиция также бы долго ходила по улицам, а ее лидеры ездили за границу плакаться о "засильи рэжыму".

За период 1994-2006 гг. в условиях серьезного внешнеполитического давления за счет серьезной политической и, прежде всего, экономической поддержки России руководству страны удалось реализовать "белорусскую модель" политического и экономического устройства государства. Эта модель принесла свои плоды: Беларусь смогла сохранить политическую и социальную стабильность, избежать эксцессов так называемых "цветных революций", выйти из экономического пике и продемонстрировать хорошие темпы роста. Тем не менее, в настоящее время белорусская политическая система чрезвычайно уязвима, т.к. держится исключительно на авторитете фигуры президента и его поддержке силовыми структурами: партии слабы, парламент и правительство не воспринимаются гражданами как самостоятельные политический и экономический центры. За прошедшее с 1994 г. время руководство страны не предприняло никаких действий по созданию сложной, но устойчивой политической системы, что гарантировало бы страну от потери управляемости.

В настоящее время, во многом "благодаря" разводу с Россией, страна потеряла былую управляемость. Власть перестала быть монолитной командой, разборки наиболее приближенных к первому лицу кланов сотрясают страну и номенклатуру. Налицо идеологический кризис проекта - 1994: идея построения союзного с Россией государства сдана за ненадобностью в утиль, народ и номенклатура в недоумении, провозглашена идея независимости. Однако, насколько эта идея конкурентоспособна?

На наш взгляд, на фоне подъема России, укрепления ее авторитета в мире, возвращения на былые позиции, роста благосостояния ее граждан, граждане Беларуси не поддержат ни вариант осажденной Брестской крепости, ни вариант "Восточного форпоста" Запада.

По сути дела, в результате непродуманных действий руководства Беларуси по разрыву уже достигнутых договоренностей с руководством России, в настоящее время страна вновь, как и в 1991 г., оказалась перед выбором пути развития, а политическое руководство страны у разбитого корыта союзной интеграции.

Продолжение следует...



 Комментариев: 0  ::  Дата: 30 июня 2010   ::  Посмотрели: 2509  






Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: (необязательно)

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить если не виден код
Введите код:


 (Ctrl + Enter)
Интервью

Група Світового Банку сприяє впровадженню індексного страхування в Україні


На цих та інших моментах під час семінару докладно зупинявся старший спеціаліст із фінансів, провідний експерт з індексного страхування Групи Світового Банку Шадрек Мапфумо.

Подробнее



Катерина ЛЕВЧЕНКО: «Міжнародне право розглядає сексуальне насильство під час війни як військовий злочин»


Торік на Національну «гарячу лінію» з попередження домашнього насильства, торгівлі людьми та ґендерної дискримінації, що діє при ГО «Ла Страда-Україна», надійшло 38 292 дзвінка.

Подробнее



Олександр Слобожан: «Спроможні громади – сильна держава»


Виконавчий директор Асоціації міст України Олександр Слобожан прокоментував результати виборів та дав оцінку перспективам формування об’єднаних територіальних громад.

Подробнее




Опрос
За какую партию вы проголосуете на местных выборах осенью 2015 года?

ПР
Оппозиционный блок
КПУ
НФ
Самопоміч
БПП-Солидарность
Радикальная партия Олега Ляшко
ВО Свобода
ВО Батькивщина
Правый сектор
УКРОП





Информер

Погода



Курс валют




PressUA.com - свіжа преса он-лайн


Реклама




Херсонский ТОП Украина онлайн
Copyright © 2009-2017 pravda.ks.ua; pravda.kherson.ua
Перша безкоштовна інтернет-газета Херсона
Всі права застережено. Матеріали видання захищено авторським правом.
Електронна адреса видання: taras@pravda.ks.ua
Дизайн: ихайлов Микита.
Редакція інтернет видання "Херсонська правда" ГО "Асоціація блоггерів "Новамедіа"