Розпочалась подача документів ще на кілька посад до рибоохоронного патруля Азовського басейнового управління | Департаментом екології та природних ресурсів Херсонської обласної державної адміністрації оголошено конкурс | Ветерани АТО отримають ліки безкоштовно | Учасникам бойових дій держава гарантує право на безоплатне санаторно-курортне лікування | Служба за контрактом – шлях до розбудови боєздатної армії | МЗС рекомендує громадянам України утриматися від відвідання Російської Федерації | В Херсоне работает анонимная консультация для больных наркоманией |
     
Еще
 
Эксклюзивный комментарий

Блоги
Афиша

Дивись Українське


Дивись Українське
Щонеділі о 20:00














Google+



Выход из тупика или продолжение кризиса?
Политическая ситуация в Молдавии остается неопределенной.


Мало в какой из бывших республик Советского Союза за последний год была такая интересная и насыщенная политическая жизнь, как в Молдове.

Все началось со стихийного выступления молодежи в прошлом году, захватившей в апреле здания парламента и резиденцию президента. Поводом были прошедшие парламентские выборы, на которых впервые за восемь лет коммунистам не удалось получить парламентского большинства, достаточного для избрания президента. Вопрос был в одном-единственном голосе.

Вопреки всем предположениям, он не ушел к компартии, и последней не удалось переизбрать Владимира Воронина на пост президента страны. Напомним, что после поправок в конституцию в 2000 году, избрание главы Молдовы – прерогатива парламента. Последовал его роспуск и досрочные выборы, на которых победила оппозиция – союз четырех партий под общим названием Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ).

Причем, перед ними в компартии Молдовы случился раскол, из нее вышел Мариан Лупу, бывший в последние годы спикером, и считавшийся многими наследником Воронина. Он вступил в Демпартию – составную часть АЕИ, и возглавил ее предвыборный список.

Впрочем, победа Альянса была не полной, у него имелось численное превосходство, но двух третей состава – количества, необходимого для избрания президента, не было. Поэтому итоги повторных выборов оказались неоднозначными – АЕИ получил должность спикера парламента, одновременно, в данной ситуации, исполняющего обязанности президента, и смог сформировать свое правительство, где места были распределены по квотному принципу между участниками Альянса. Однако Мариан Лупу, которому по межпартийному соглашению должна была отойти должность президента, остался ни с чем. Правда, вопреки возможным планам коммунистов, это не вызвало раскола коалиции, хотя некоторая напряженность, естественно, возникла.



Спикером был избран лидер Либеральной партии Михай Гимпу, а премьером – глава Либерально-демократической партии Влад Филат. Первый – представитель националистических сил, проявивший себя еще в период перестройки. Второй – на двадцать лет его моложе, из когорты молодых бизнесменов, получивший образование в Румынии, и долго там живший. Гимпу показал себя незаурядным политиком, ибо он единственный из числа националистов начала 90-х, кто смог удержаться на политической сцене и в конце концов добиться успеха. Надо заметить, что Гимпу действует на пару со своим племянником Дорином Киртоакэ, который три года назад был избран мэром Кишинева. Именно этот дуумвират управляет Либеральной партией. Гимпу и Киртоакэ в наибольшей степени олицетворяют прорумынские настроения.

Влад Филат уже входил в правительство десять лет назад, когда премьером был такой же как он бизнесмен Стурза. Филат – в значительной степени политик-одиночка, а его Либерально-демократическая партия – проект одного человека. Он участвовал во многих избирательных кампаниях, и может считаться довольно опытным лидером, несмотря на возраст. Для него характерен прагматичный и менее идеологизированный подход к проблемам, и он сосредоточился на решении экономических вопросов.

В связке Гимпу-Филат налицо четкое распределение обязанностей. Первый вступает с довольно резкими прорумынскими, националистическими, а порой антироссийскими заявлениям, а второй играет роль "доброго полицейского", как бы смягчая риторику исполняющего обязанности президента. Филат установил рабочие отношения с Владимиром Путиным и часто посещает Россию, тогда как Гимпу, например, отказался прилететь в Москву на парад 9-го мая, и создал комиссию по расследованию преступлений коммунистического режима.

Однако внутриполитические проблемы Молдовы, порожденные ее конституцией, никуда не делись. Согласно основному закону, в случае невозможности избрать президента, через год должны были последовать новые досрочные выборы – уже третьи за сезон 2009-2010 гг. АЕИ стремился всеми силами избежать подобного сценария и стал инициатором конституционных изменений, дабы уйти от внеочередных выборов и избрать президента всенародно, а не парламентом.

Однако в соответствии с буквой конституции, внеочередные выборы отменить было нельзя, поскольку это было бы изменение закона задним числом. Коммунисты настаивали на точном следовании законодательству. Созданная в конце марта межфракционная комиссия по изменению 78-й статьи конституции, говорящий об избрании главы государства именно парламентом, оказалась в тупике. Совет Европы и другие европейские организации, принимающие активное участие в конституционных реформах, неодобрительно отнеслись к идее отмены выборов вопреки основному закону.


Итогом длительных дебатов как внутри, так и во вне Молдовы стал компромисс, озвученный 3 июня на совместной пресс-конференции лидеров АЕИ и генерального секретаря Совета Европы Торбьёрна Ягланда. Планируется, что в начале сентября 2010 года пройдет референдум по внесению изменений, касающихся порядка избрания президента, после чего, в ноябре 2010 года состоятся досрочные парламентские выборы, возможно, совмещенные с президентскими. Парламент же Молдовы предположительно будет распущен в октябре.

Если компромисс будет утвержден в парламенте, то это окажется победой правящего Альянса над коммунистами, которые оказались в политическом тупике. Если раньше они могли ссылаться на мнение Европы против референдума, то теперь им нечего сказать. Избрание президента парламентом действительно непопулярно в обществе. Недаром их первым ответом на известие о плане АЕИ стало контрпредложение – референдум не проводить, а утвердить всенародное избрание президента парламентским решением, против чего компартия до этого момента решительно возражала.

Впрочем, ситуацию нельзя считать однозначной. Во-первых, план, возможно, утвержден не будет. Во-вторых, что важнее, победителем на президентских выборах может оказаться кандидат компартии, и тогда победа АЕИ окажется пирровой. Коммунистам достаточно сделать ставку на раскол правящей коалиции. Ведь в ней есть сразу несколько потенциальных кандидатов – и Лупу, и Филат, и, возможно, тот же Гимпу. Кроме того, могут появиться сильные фигуры из внепарламентского лагеря. Так, уже идет речь о Валерии Пасате, бывшем министре обороны, советнике Чубайса, и заключенном при Воронине.

Сами коммунисты, хоть и ослаблены нахождением в оппозиции, непрекращающимися расколами (продолжившимися и после ухода Лупу), тем не менее, судя по итогам соцопросов, по-прежнему самая популярная партия в стране. А правительство Альянса не может похвастаться ощутимыми для населения экономическими достижениями, особенно в период кризиса.

Все эти события внутриполитической жизни Молдовы происходят на фоне всплеска интереса к урегулированию приднестровского конфликта, который породило избрание нового президента Украины. На встрече Дмитрия Медведева и Виктора Януковича 17 мая в Киеве было подписано совместное заявление по урегулированию в регионе. В нем было подчеркнуто, что определение статуса Приднестровья должно идти на основе соблюдения "территориальной целостности" Молдовы. Также президенты подтвердили приверженность ранее достигнутым договоренностям, подчеркнули стабилизирующую роль российской миротворческой миссии в Приднестровье и выразили намерение содействовать возобновлению переговоров в формате "5+2".

Это заявление и в Кишиневе и в Тирасполе было представлено как победа собственных принципов. При этом каждая сторона подчеркивала то, что ей выгодно, Кишинев – территориальную целостность, Тирасполь – сохранение статус-кво.


Большинство обозревателей полагает, что избрание Януковича означает усиление позиций как России, так и Приднестровья, поскольку от нового президента Украины ожидают меньшей поддержки требований Кишинева. В Киеве последние несколько лет все сильнее чувствуются антирумынские и, соответственно, антимолдавские настроения. Украинские политики и дипломаты опасаются, что Бухарест может встать на путь ревизионизма, и потребовать возвращения отторгнутых у него в 1940 году земель.

Недавний проигрыш в международном суде спора с Румынией касательно принадлежности шельфа возле острова Змеиный только усилил эти настроения. Также имеется ряд приграничных споров с Молдовой. Понятно, что возможное объединение Румынии и Молдовы, о котором многие говорят как о вполне решенном деле, порождает новые страхи. Поэтому украинский МИД стремится всячески поспособствовать Тирасполю, видя в нем естественного союзника против объединенных сил Бухареста и Кишинева. Уже во время премьерства Януковича в 2006-2007 гг. его кабинет пошел навстречу просьбам Приднестровья относительно смягчения железнодорожной блокады со стороны Молдовы.

Официальный Кремль усматривает в нынешней ситуации возможность для усиления своего влияния на процессы в регионе. Кишинев зависит от него в первую очередь экономически. Не случайно в эти дня поднят вопрос об уплате Молдовой долга Газпрому в размере 2 миллиардов долларов. По сути это долги Приднестровья, но запутанная ситуация позволяет трактовать вопрос задолженности по-разному. Более того, если при Ющенко Киев не был российским союзником, в том числе в урегулировании приднестровского противостояния, несмотря на объективное совпадение интересов, то теперь, с приходом Януковича, ситуация для Молдовы ухудшилась. Киев и Москва образуют, по крайней мере на словах, единый фронт. Правда, Янукович пытается вести собственную игру в Приднестровье, отправив недавно туда своего советника Анатолия Кинаха.

Судя по всему, никакого прорыва на приднестровском направлении ожидать в ближайшее время не приходится. Москва по-прежнему будет оказывать сильнейшее влияние в регионе, но и Европа, и США, и Румыния, и, в конечном итоге, Киев будут осуществлять свои дипломатические маневры, нейтрализующие российские, как это и происходило последние восемнадцать лет. Время для решительного перелома еще не настало. Ситуация может радикально поменяться только в одном случае – если вопрос об объединении Румынии и Молдовы перейдет в реальную плоскость. Тогда в повестку дня встанет проблема политического статуса Приднестровья. Но без разрешения внутриполитических коллизий в Молдове, в том числе посредством референдума, этого явно не произойдет.


Выход из тупика или продолжение кризиса?



 Комментариев: 0  ::  Дата: 8 июня 2010   ::  Посмотрели: 1434  






Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: (необязательно)

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить если не виден код
Введите код:


 (Ctrl + Enter)
Интервью

Група Світового Банку сприяє впровадженню індексного страхування в Україні


На цих та інших моментах під час семінару докладно зупинявся старший спеціаліст із фінансів, провідний експерт з індексного страхування Групи Світового Банку Шадрек Мапфумо.

Подробнее



Катерина ЛЕВЧЕНКО: «Міжнародне право розглядає сексуальне насильство під час війни як військовий злочин»


Торік на Національну «гарячу лінію» з попередження домашнього насильства, торгівлі людьми та ґендерної дискримінації, що діє при ГО «Ла Страда-Україна», надійшло 38 292 дзвінка.

Подробнее



Олександр Слобожан: «Спроможні громади – сильна держава»


Виконавчий директор Асоціації міст України Олександр Слобожан прокоментував результати виборів та дав оцінку перспективам формування об’єднаних територіальних громад.

Подробнее




Опрос
За какую партию вы проголосуете на местных выборах осенью 2015 года?

ПР
Оппозиционный блок
КПУ
НФ