Розпочалась подача документів ще на кілька посад до рибоохоронного патруля Азовського басейнового управління | Департаментом екології та природних ресурсів Херсонської обласної державної адміністрації оголошено конкурс | Ветерани АТО отримають ліки безкоштовно | Учасникам бойових дій держава гарантує право на безоплатне санаторно-курортне лікування | Служба за контрактом – шлях до розбудови боєздатної армії | МЗС рекомендує громадянам України утриматися від відвідання Російської Федерації | В Херсоне работает анонимная консультация для больных наркоманией |
     
Еще
 
Эксклюзивный комментарий

Блоги
Афиша

Дивись Українське


Дивись Українське
Щонеділі о 20:00














Google+



«Новый поворот» или «Тихие игры под боком у спящих людей. Продолжение»
В прошлой статье «Тихие игры под боком у спящих людей» уже писалось о предполагаемом разделении украинской ГТС между европейскими и российскими сторонами.

События последних недель ещё раз чётко показали значимость и актуальность как самого ГТС, так и вероятность такого варианта событий. Прежде всего – ужесточение тона РФ в отношении ЕС по газу и беспомощность последнего выступить хоть с какой - либо вразумительной ответной позицией. Так на последнем саммите РФ - ЕС в Хабаровске представители Кремля открыли новое направление дискуссии с Брюсселем, тем самым озадачив европейских чиновников. Последние 5 лет часто фигурирующий вопрос в европейских кулуарах о надёжности РФ как энергетического партнёра Брюсселя был «перевёрнут» российской стороной и под сомнение уже была поставлена сама надёжность ЕС как партнёра Москвы.

Параллельно этот же вопрос фигурировал на традиционном ежегодном газовом форуме в Берлине в июне сего года, куда первый раз за всё время существование этого форума не явился ни одни действующий политик ФРГ и только бывшему министру внутренних дел шрёдеровского «застоя» Отто Шилли пришлось выслушивать российские претензии. Эти события сразу же вызвали оживлённые дискуссии по поводу значение сказанного и возможных последствий такого «нового поворота» в отношениях Москвы – Берлина – Брюсселя. Учитывая интенсивное развитие Россией азиатского и североамериканского направления можно с уверенностью сказать, что Москва пошла на открытый шантаж Европы и цель такой политики – ещё раз показать европейцам «кто в доме хозяин» в проблеме ГТС Украины.

То, что старая риторика диалога Брюсселя и Москвы изжила себя - не являлось ни для кого секретом. Более того стороны уже на протяжении 3 лет пытаются составить новый договор о партнёрстве, так как старый, с программой энергетического сотрудничества бывшего главы Еврокомисси Проди, обеими сторонами обозначался устаревшим и не отвечающим реалиям. Более того, энергичное сотрудничество России с Китаем и беспрецедентный февральский договор с Банком развития Китая о предоставлении им $ 25 млрд. (при плавающей ставке LIBOR с платежом 5-5,5%) государственным концернам «Роснефти» и «Транснефти», в рамках которого российские компании обязуются следующие 20 лет поставлять 15 млн. твг. нефти в поднебесную по дешёвым тарифам, чётко показывали смену приоритетов в Москве.

К тому же сама сумма кредита заставляет задуматься о замысле. Как известно кредит выдан «Роснефти» и «Транснефти» на $15 млрд. и $10 млрд. соответственно и предусматривает достройку и эксплуатацию трубопровода от ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий Океан) до китайской границы. Стоимость же поставок за 20 лет составит $160 млрд. исходя из прогнозной цены в $72,76 за баррель. Но нефть продаёт «Роснефть». В случае же с транспортным монополистом «Транснефтью» кредит выдавался именно на достройку отрезка трубопровода до китайской границы, который составляет 67-км.!!! Очевидно, что $10 млрд. для 67-км. трубы слишком много. Следовательно, основная часть кредита пойдёт на другие цели.

В частности на рефинансирование кредитов полученных под строительство I очереди ВСТО и на финансирова
ние других стратегических проектов. В первую очередь БТС-2 в обход Белоруссии и Польши до балтийского порта Приморск и ВСТО-2. Тем самым Китай заручился обязательством в поставках нефти, которые он добивался последние 5 лет, а российские участники получили деньги на достройку своих инвестиционных проектов и выплат по задолжностям западным кредиторам во время кризиса. А с деньгами у российских энергетических «толстяков», как известно, сейчас туго, а строить приказано.

Параллельно напугал европейцев и договор с Японией по поставкам газа в страну восходящего солнца. Как известно, поставки в Японию начались в рамках шумного проекта «Сахалин 2» в виде сжиженного природного газа (СПГ), завод по производству которого в марте сего года торжественно открыл Медведев с японским премьером. Учитывая, что это первый завод по производству СПГ в России и открыт он был на Сахалине раньше, чем аналогичные заводы в европейской части РФ и то, что это «выход» РФ на перспективный во всех отношениях рынок СПГ, в котором страна заняла сразу 5% данного мирового рынка, европейцы поняли, что чаша весов склоняется в азиатском направлении, о чём кстати давно предупреждали и сами европейские эксперты. К тому же ещё и последующие договора и обещания развить отношения с Японией в энергосфере ничего положительного европейцам не показали.

Так Путин пригласил японцев к участию в строительстве второй ветки ВСТО, переработке сырья на территории РФ (в основном на Дальнем Востоке), добычи ресурсов и строительстве газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Само же направление поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) назвал стратегической и заверил японцев участии в проекте «Сахалин-3». Так японские предприятия начали осваивать Большетирский и Западно-Ярактинский участки в иркутской области имеющие 8 млн т нефти/32 млрд куб. м газа и 5 млн т. /20 млрд куб. м. соответственно. Фанатизм Кремля в приглашении Японцев дошёл до того, что Москва даже пообещала рассмотреть передачу Японии 3х из 4х островов курильского архипелага. Тем самым в момент кризиса и отсутствия средств на новые «комсомольские стройки» Москва пытается вместе с азиатскими покупателями решить главную проблему своего рынка восточного направления – отсутствие инфраструктуры.

А и Б сидели на трубе…

Проблема отсутствия транспортной инфраструктуры в сторону Китая и Японии стоит уже давно комом в горле Кремля. Из-за этого так долго и не начиналась так называемое «азиатское направление». Так же в Москве прекрасно понимают, что даже в случае удачного завершения всего намеченного, азиатское направление не может ни как конкурировать с европейским, которое выстраивается уже почти 40 лет. Да и проектируемые газопроводы по пропускной способности на много уступают как уже работающим в западном направлении, так строящимся (к примеру только пропускная способность «Nord Stream" в два раза превышает предполагаемый газопровод в Китай). Соответственно ни о каком аналоге поставкам в ЕС и речи быть не может. Это понимают и в Европе, с опаской смотря на все эти «шоу» российской стороны, но не подаваясь испугу.

С одной стороны Брюссель понимает, что ни один газовый рынок мира не выгоден, так как европейский (да и кроме Европы России и поставлять то не кому). Более того учитывая последние события на газовой линии РФ-Украина-ЕС, Брюссель пытается ещё и «пробить» проект Набукко. Последние события в Иране и довольно глупая позиция ЕС в поддержку демонстрантов, чётко показывает, что Запад ставит в этом проекте на азиатский газ (в основном из Туркмении), что несомненно приведёт к очередному краху газового рынка. Для того, чтобы азиатский газ шёл на Запад Туркмении надо нарушить договорные обязательства по поставкам в Китай или Россию.

Договор с Пекином Ашхабад уже начал пересматривать, что несомненно повлечёт за собой реакцию из Пекина, чем непременно постарается воспользоваться Москва, скорее всего предложив законтрактованный Россией газ из Туркмении Китаю. С другой стороны сегодняшние баталии на российско-туркменском газовом фронте (Москва под предлогом аварии на газопроводе отказывается закупать законтрактованный ей туркменский газ), заставили Ашхабад усилить темпы достройки газопровода в Китай и переконтрактовать не забранный Газпромом газ Китаю. Тем самым Москва пытается «одним выстрелом убить двух зайцев». Из-за сокращения собственного производства газа Газпром прекратил убыточные закупки газа из Туркмении, но чтоб не допустить этот газ для «Набукко», делает всё для активизации закупок этого газа Китаем. Учитывая довольно слабую популярность газа на китайском рынке и, соответственно, его дешёвую стоимость в Китае, Газпром оставляет за собой возможность в любой момент преступить к прежним объемам закупок по установленной на межправительственном уровне довольно высокой цене. (В данный момент именно из-за такой высокой цены Газпром отказывается покупать газ из Туркмении).

С другой стороны, даже в случае успешного осуществления, проект «Набукко» должен покрывать лишь 5% европейских газовых потребностей, т.к. предполагаемая вмещаемость проекта – 30 млрд. м3. Соответственно ЕС и дальше надеется на выполнение Газпромом обязательств, взятых последним в рамках долгосрочных договоров с ЕС-предприятиями. Соответственно сотрудничество РФ с азиатскими странами действительно должно вызывать опаску, учитывая энергетические аппетиты Японии и Китая, т.к. постепенно (учитывая, что в России очень медленно разрабатываются новые месторождения) и те и другие будут ориентироваться на одни и те же месторождения. К тому же у ЕС теперь есть и ещё одна проблема – США.

Американ бой, Брюссель прощай…?

Не смотря на все скандалы и распри, происходящие на политической площадке между Вашингтоном и Москвой, отношения в экономической части (а точнее в энергетической) часто остаются не замеченными. Тем самым расширяется поле действия для политиков радикального курса отношений с обеих сторон. К тому же от этого пытаются не отставать и восточноевропейские ястребы. На самом же деле, если обратить внимание на энергопарнёрство между РФ и США, то становиться ясно, на сколько профессионально обе стороны разыгрывают свои карты в Европе критикуя друг друга.

К примеру знаменитая позиция американского руководства по поводу допуска Газпрома на европейские энергорынки. Вашингтон не перестаёт утверждать об опасности для стран, пустивших «русских империалистов» в «святая святых» стран ЕС. Между тем американцы предоставляют свои рынок российскому концерну на Аляске, где Газпром теперь будет заниматься не только добычей, но и сбытом добытой продукции. Так же в данный момент обсуждается возможность реализации стратегии в области производства и поставок сжиженного природного газа (СПГ) и дальнейшего развития Газпрома в области разработки мероприятий по укреплению позиций на газовом и электроэнергетическом рынках Северной Америки.

Странно, что попытка приобретения Газпромом энергетического предприятия в США не встречает сильного сопротивления со стороны Конгресса, как это было, например, с китайской CNOOC, которая в 2005 г. пыталась купить калифорнийскую компанию Unocal за $20 млрд. За это американские компании, в частности ConoccoPhilips, работают успешно на российском рынке. К тому же Газпром готов и к поглощению американских компаний. Наивысшим показателем постепенной смены приоритетов Газпрома является договор (странным образом не особо освещаемый в Европе) с американской компанией Capital Group в 2008 г., по которому последняя скупила около 2% акций "Газпрома". Больше акций "Газпрома" принадлежит теперь только германской E.On - 3,5%, владеющей еще 2,93% через совместное предприятие с "Газпромом".

Так же ведутся разговоры о поставках СПГ с проекта «Штокман» в направлении США и Канады, на что европейцы явно не рассчитывали, заключая договоры по освоению «Штокмана». Не смотря на то, что американский рынок в ценовой составляющей с европейским конкурировать не может, он богат клиентурой и стратегической данностью. С этой целью Газпром спокойно может пожертвовать какой-то частью дохода на европейском рынке и перенаправить газ на американский. Тем более, что поставки СПГ в 2-3 раза дороже трубопроводных. Учитывая «ценовую безбашенность» газпромовских проектов, в которых концерн исходит далеко не из экономических выгод, можно ожидать, что СПГ в США могут пойти и в ущерб европейским потребителям и договорам. Тем более, что и сам ЕС чётко показывает на примере Туркменистана, что в форс-мажорных обстоятельствах в нарушениях долговых обязательств ни чего плохого нет.


И того…

Учёл и осознал ли ЕС угрозу? На этот вопрос однозначно ответить очень сложно. Пока единственное, что европейцам удалось сделать, так это уменьшить процентуальную зависимость от российских поставок с 40 до 10%. Да и то лишь потому, что в условиях кризиса сократилось потребление. Так - же не давнее, нашумевшее, подписание договора по Набукко на самом деле ни чего нового не принесло, так как в действительности страны участники закрепили до этого существовавшие двухсторонние договора одним, большим и общим договором. Главной же проблемы – проблемы газа – так решить и не смогли.

Показателем безнадёжности является заявление о привлечении Египта как поставщика в проект. До сих пор не ясно, как Египет должен это будет делать и собственно зачем? У Каира уже давно есть налаженные каналы поставок газа в ЕС по трубопроводам из северной Африки по дну средиземного моря в Италию и Испанию. Зачем североафриканской стране теперь транспортировать газ в Азию, чтоб от туда отправить его в Европу – не совсем понятно.

В любом случае проигравшей стороной в данной ситуации является Киев. Европа затягивает со спасительной суммой для украинской газовой артерии, которой теперь придётся забивать хранилища за свой счёт (скорее всего в конце месяца проводить очередную эмиссию для оплаты газа) и увеличивать долги перед Москвой. Обещанный кредит на модернизацию трубы так и не выдан, хоты разговоров о нём было ещё больше, чем о Набукко. Да и сам Набукко не является ни каким спасителем для Украины.

Даже в случае удачного и быстрого построения азиатской артерии, цена на газ по Набукко будет в несколько раз превышать газпромовские «надбавки», от чего у Киева сократится поле действия в торгах на цену. Расходы же на газ в любом случае повысятся, так как в случае с Набукко Украина не будет уже транзитной страной, а в лучшем случае только потребителем, который должен будет оплачивать транзит этого газа по территориям других государств и операторов.

Ну а Брюссель теперь стоит перед выбором, кем быть и что делать!!!!



 Комментариев: 0  ::  Дата: 26 декабря 2009   ::  Посмотрели: 1417  






Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: (необязательно)

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить если не виден код
Введите код:


 (Ctrl + Enter)
Интервью

Група Світового Банку сприяє впровадженню індексного страхування в Україні


На цих та інших моментах під час семінару докладно зупинявся старший спеціаліст із фінансів, провідний експерт з індексного страхування Групи Світового Банку Шадрек Мапфумо.

Подробнее



Катерина ЛЕВЧЕНКО: «Міжнародне право розглядає сексуальне насильство під час війни як військовий злочин»


Торік на Національну «гарячу лінію» з попередження домашнього насильства, торгівлі людьми та ґендерної дискримінації, що діє при ГО «Ла Страда-Україна», надійшло 38 292 дзвінка.

Подробнее



Олександр Слобожан: «Спроможні громади – сильна держава»


Виконавчий директор Асоціації міст України Олександр Слобожан прокоментував результати виборів та дав оцінку перспективам формування об’єднаних територіальних громад.

Подробнее